Новости  
27 января 2010 
Памяти Фарита Юсупова

28 января спектаклем «Журавлиная песнь» театр отмечает 85-летие со дня рождения одного из корифеев башкирского балета, заслуженного работника культуры России, заслуженного артиста Башкортостана Фарита Сабировича Юсупова.

Во время декады башкирского искусства в Москве Арсланбай  в исполнении Фарита Юсупова потряс искушенную столичную публику. Газеты отметили яркую работу артиста, высокую технику, богатство танцевальных и мимических приемов, создающих необузданный, хищный, жестокий, но сильный характер. Столь же колоритен был и его Командор из другого декадного спектакля – «Лауренсия». За профессиональные достижения был награжден высоким орденом – Трудового Красного Знамени.

…В раннем детстве Фарита приобщила к сцене его знаменитая тетя – Бедер Юсупова, он участвовал в спектаклях Башкирского театра драмы. С ее подачи в 1935 году попал на просмотр к педагогам Ленинградского хореографического училища, приехавшим в Уфу. Среди двенадцати детей, отобранных комиссией, был Фарит Юсупов.

Не все оказалось просто для десятилетнего мальчика, оторванного от семьи, в огромном, красивом, но чужом поначалу городе. Со временем ритм жизни, учебы-работы стал привычным,  понятным. Учился легко, с каждым годом все больше осознавая, какие великие учителя помогают ему овладеть классическим танцем: Ширяев, Писарев, Пушкин. Вскоре и сцена Мариинки стала для него своей – выступал в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда», танцевал Шмеля в опере «Сказка о царе Салтане».

Началась война, и Фарита Юсупова вместе с выпускниками башкирского отделения ЛХУ отправили в Уфу. Он стал одним из первых профессиональных солистов балета молодого театра. Многому научился, работая рядом с опытными киевскими артистами, эвакуированными  в Уфу.

После войны   труппа постоянно пополнялась новыми воспитанниками ленинградского училища. Любимой партнершей Юсупова была Майя Тагирова. Танцевал с ней в «Журавлиной песне», «Гульназире», «Черноликих»… А «Бахчисарайский фонтан»! Это вообще эпоха. Представьте себе спектакль с таким составом: Гирей – неистовый Юсупов, Мария – утонченная Венера Галимова или нежная Майя Тагирова, Вацлав – лиричный Алик Бикчурин, Зарема – страстная Фирдаус Нафикова. Все представители одной школы, единого стиля, но каждый – яркая индивидуальность.

Танец – сиюминутное явление таланта, даже телекамера не в состоянии передать его динамику, обаяние, красоту. К тому же  в 40-50-е годы  телевидения не было, киносъемки проводились крайне редко. Так что фотографиям, пусть не очень высокого качества, пожелтевшим от времени, нет цены. В семье  Фарита Сабировича Юсупова к ним относятся бережно, особенно после того, как несколько лет назад он ушел из жизни. Они словно путеводитель по тридцатилетней сценической жизни  в Башкирском театре оперы и балета. Влюбленный Гирей из «Бахчисарайского фонтана», красавец Сеид из «Корсара», вспыльчивый Тибальд из «Ромео и Джульетты», страдающий Квазимодо из «Эсмеральды», фанатичный Салим из «Черноликих»… Юсупов потрясал мощным темпераментом, сильными, высокими прыжками.  Его ценил и уважал Файзи Гаскаров и часто приглашал в ансамбль для исполнения сольных партий в своих знаменитых композициях.

Любовь Афанасьевна, супруга Фарита Сабировича, вспоминает, что ее мама обожала зятя в танце. Придя однажды из театра после «Бахчисарайского фонтана», выразила свое впечатление лаконично и выразительно: «Вся шкура ходуном ходит!»

Действительно, зрительный зал вздрагивал, когда из-за кулис вылетал Фарит Юсупов. Оркестр его очень любил, отмечал выход артиста более яркой игрой. Скажем, в «Журавлиной песни» та же тема охотников начинала звучать более  страстно, колоритно.
 Это был выдающийся танцовщик, незаурядная творческая личность Он существенно дополнял замыслы балетмейстеров, сам придумывал костюмы, убеждал художников принять его точку зрения.  Фарит Юсупов  заражал всех на сцене, заставлял работать на его образ, а в результате выигрывали все артисты и спектакль в целом. И сам был интересным балетмейстером, ставил танцы в операх. Театралы старшего поколения помнят его великолепный номер «Наездники», сочиненный для Фирдаус Нафиковой и мужской группы балета. В 1950-е годы  был также главным балетмейстером театра.

Сценическая жизнь танцовщика, увы, коротка, и лучший способ продлить творческую деятельность – педагогическая работа. В течение трех десятилетий Фарит Сабирович руководил народным балетным коллективом.  Второй акт «Лебединого озера», «Шопениана», «Болеро» Равеля – это лишь часть того, что он поставил  с юными артистами. Только в одном спектакле – «Уральский сказ» (либретто написала дочь Дилара, профессиональный музыкант) – участвовало 60 ребятишек разного возраста, начиная с крох.  Многие выросли на глазах, поступили в училище, стали профессиональными танцовщиками. Получается, душа танца, страсть, огонь  темперамента Фарита Юсупова продолжает жить в последующих поколениях.

Нина Жиленко



 
450078, Россия, г. Уфа, ул. Ленина 5/1
(ост. транспорта "Гостиный двор" или "Дом Актера")

Билеты на наши концерты и спектакли продаются в кассе театра ежедневно с 9 час. до 19 час. 30 мин., в театральных кассах ТДК «Гостиный двор», ЦТиР «Мир», ТРК «Иремель», универмага «Уфа», в сети салонов «Евросеть». Вы можете преобрести билеты через интернет: www.kassir.ru, www.ts1.ru, www.concert.ru, www.кассы.рф, www.kassy.ru.

касса: (347) 272-77-12
приемная: (347) 272-10-12
факс: (347) 272-91-10
По вопросам сотрудничества пишите: bashopera@ufanet.ru
Вопросы, отзывы и предложения о работе театра и web-сайта направляйте: ufa.opera.ballet@gmail.com