Новости  
13 декабря 2010 
"Шаляпинские вечера в Уфе" - 2010. "Фауст" и "Риголетто". Два взгляда на оперную классику.
 

Субботний и воскресный вечера фестивальной афиши (11 и 12 декабря 2010 года) были обозначены двумя оперными шедеврами XIX столетия: "Фаустом" Шарля Гуно и "Риголетто" Джузеппе Верди.

Включение этих спектаклей явилось знаменательным фактом и безусловным украшением фестивальной программы сразу по нескольким причинам.

Во-первых, это замечательная возможность как для артистов, так для зрителей в очередной раз прикоснуться к гениальным образцам французской лирической оперы и психологической драмы музыкального театра Верди.

И ещё почувствовать их острую актуальность сегодняшему дню. Верная любовь и сиюминутное увлечение, вседозволенность власти и право на отмщение, искушение мятежной человеческой души и искупление жертвенной любовью - эти и многие другие мотивы, определяющие смысловую ткань шедевров прошлого, столь естестенны для современного искусства и современной жизни.

Указанные спектакли представляют сравнительно недавние премьеры театра: в 2006 году поставлен "Риголетто", год спустя - "Фауст". Интересно, что в них обозначились два магистральных направления современной оперной режиссуры.

Одно - назовём его "традицией" - явлено в "Риголетто". В этой исторической костюмной постановке пронзительность партитуры Верди и либретто Пиаве оттеняется сдержанно-деликатной режиссурой Иркина Габитова и стильной сценографией Михаила Курилко-Рюмина, использовавшего эскизы своего знаменитого отца.

"Риголетто". Сцена из спектакля. Риголетто - Анджей Белецкий (Театр Новая Опера им. Е.В.Колобова)

Другое направление, связанное с многочисленными попытками актуализации классики, реализовано в "Фаусте". Здесь определяющая нагрузка по "осовремениванию" спектакля возложена на компьютерные технологии (режиссёр-постановщик компьютерной графики и анимации - Александр Малышев). Проекция на заднике сцены то разворачивает многозначные образные подтексты (от чертежей и старинных гравюр до контуров современных небоскребов), то свёртывается в абстрактные рисунки-символы. В декорациях ирреально-холодноватый неон расцвечивает всё, к чему незримо прикасается рука дьявола - заколдованные цветы в саду Маргариты, мечи Фауста и Валентина и даже трубы соборного органа...

"Фауст". Сцена из спектакля. Маргарита - Резида Аминова, Мефистофель - Аскар Абдразаков.

В художественном решении костюмов прослеживается очевидная оппозиция псевдоисторических костюмов Маргариты, Валентина, Зибеля современному облику Фауста и Мефистофеля (художник-постановщик - Михаил Бархин).  За этим противопоставлением внешнего облика угадывается особая внутренняя градация: действующим лицам реальной драмы противостоят герой - Фауст и его Alter Ego - Мефистофель, выросшие благодаря многообразным культурным интерпретациям до уровня мифологем. Безликим фоном выглядел хор в серо-черной униформе. Безликим - в художественном, но отнюдь не музыкальном воплощении (хормейстер-постановщик Эльвира Гайфуллина). Чего, увы, не скажешь о хореографическом решении балетных сцен (балетмейстер-постановщик - Олег Игнатьев).

"Фауст". Сцена из спектакля. Маргарита - Резида Аминова, Валентин - Ямиль Абдульманов, Зибель - Лариса Буторина.

Наконец, третьей (а в рамках фестивального ажиотажа, скорее, первой) составляющей повышенного интереса к спектаклям явились, конечно же, солисты.

В "Риголетто" подкупал ровный певческий и актерский ансамбль - приглашенного солиста из "Театра Новая Опера им. Е.В.Колобова" Анджея Белецкого (Риголетто) и артистов нашей оперной труппы - Альфии Каримовой (Джильда), Ильгама Валиева (Герцог), Салавата Аскарова (Спарафучиле), Татьяны Никаноровой (Маддалена) и других.

"Риголетто". Сцена из спектакля. Джильда - Альфия Каримова, Риголетто - Анджей Белецкий.

В "Фаусте", напротив, это был, скорее,  триумф одного - исполнителя партии Мефистофеля Аскара Абдразакова.

"Фауст". Сцена из спектакля. Мефистофель - Аскар Абдразаков, Фауст - Дмитрий Крыжский

И дело тут, полагаю, не в качестве исполнения остальных солистов - Дмитрия Крыжского (Фауст), Резиды Аминовой (Маргарита), Ямиля Абдульманова (Валентин), Любови Буториной (Зибель) и др. Оно было на высоте. Просто сама личность Аскара Абдразакова,  шлифующего вокальное и актёрское мастерство на лучших оперных сценах Европы и Соединенных Штатов, обладающего помимо безусловных певческих достоинств невероятной сценичностью и умопомрачительной харизмой, естественным образом притягивала к себе всё внимание при каждом появлении артиста.

Гузель Яруллина,
музыковед, редактор сайта

Все новости декабря 2010 

 



 
450078, Россия, г. Уфа, ул. Ленина 5/1
(ост. транспорта "Гостиный двор" или "Дом Актера")

Билеты на наши концерты и спектакли продаются в кассе театра ежедневно с 9 час. до 19 час. 30 мин., в театральных кассах ТДК «Гостиный двор», ЦТиР «Мир», ТРК «Иремель», универмага «Уфа», в сети салонов «Евросеть». Вы можете преобрести билеты через интернет: www.kassir.ru, www.ts1.ru, www.concert.ru, www.кассы.рф, www.kassy.ru.

касса: (347) 272-77-12
приемная: (347) 272-10-12
факс: (347) 272-91-10
По вопросам сотрудничества пишите: bashopera@ufanet.ru
Вопросы, отзывы и предложения о работе театра и web-сайта направляйте: ufa.opera.ballet@gmail.com