Новости  
10 июля 2013 
Память. Жила-была Альфия Хамбалеева…


Эту гостью никогда не ждут. Она всегда приходит неожиданно, и всегда это страшно. Особенно, если она уносит с собой человека в расцвете лет… Альфие Хамбалеевой в феврале исполнилось всего пятьдесят, и с ее уходом трудно смириться.

Ярославна - Альфия Хамбалеева.

Почти два десятилетия своей жизни Альфия отдала оперной сцене, но путь в большую оперу был нелегким и долгим. Начинала учиться сольному пению в Воронежском институте искусств (класс профессора Н.И. Уткиной), продолжила обучение в Уфимской государственной академия искусств имени Загира Исмагилова в классе заслуженного работника культуры России, народной артистки Башкортостана, профессора Р.Г. Галимуллиной. После окончания академии работала в Башкирской государственной филармонии, а в 1994 году исполнилась, наконец, заветная мечта певицы – она стала солисткой Башкирского государственного театра оперы и балета. Привели ее сюда две счастливые звезды – Радик Гареев и Людмила Коломоец.

Альфия обладала мощным, красивым, богатым от природы голосом – драматическим сопрано. Не случайно дирижер Валерий Платонов поручил новенькой сложнейшую партию в «Военном реквиеме», грандиозном сочинении английского композитора Бенджамина Бриттена. Это была первая заметная работа Хамбалеевой в театре и первый успех.

Буквально через три дня – конкурс. Да не простой, а XVI Международный конкурс вокалистов имени Михаила Глинки, который проходил в Уфе под руководством великой Ирины Архиповой. В жюри – известные певцы и светила вокальной педагогики, более трехсот претендентов – из России и разных стран ближнего и дальнего зарубежья. Это был 1995 год – счастливый для Альфии. В жесточайшей борьбе она завоевала вторую премию и добрые слова от самой Ирины Константиновны. Вскоре ей присвоили почетное звание – «Заслуженная артистка Республики Башкортостан».

Удача окрылила, придала силы, уверенность. Альфия уверенно осваивает такие оперные глыбы, как партии Лизы в «Пиковой даме» Петра Чайковского, Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди, Мими в «Богеме» Джакомо Пуччини, Ярославны в «Князе Игоре» Александра Бородина… Каждая роль делается с полной самоотдачей. Однажды после исполнения знаменитого плача Ярославны у нее упало давление – 90/60. Так вошла в образ, что силы оставили певицу, как и ее героиню в двенадцатом веке.

Всегда Альфия пела не саму себя, а то, о чем говорит музыка. Хорошей школой стала работа с легендарным музыкантом, дирижером, уникальной личностью – Фуатом Мансуровым. К 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина маэстро ставил на башкирской сцене оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин» (кстати, его творение в афише театра по сей день). Хамбалеевой доверили партию Татьяны. Фуат Шакирович восхищался голосом Альфии, но добивался большего мастерства поведения на сцене во время спектакля, учил тонкостям общения с оркестром. И еще внушал, что в каждом творческом человеке должно жить чувство профессиональной совестливости. Эти уроки Альфия помнила всегда, и всю жизнь ее как раз отличало это самой чувство – профессиональная совестливость, исходящая от большой ответственности и требовательности к себе и коллегам.

Татьяна - Альфия Хамбалеева.

Говоря о творчестве Альфии Хамбалеевой, нельзя не вспомнить такую яркую его грань, как работы в национальных операх. Как пленяла ее искренняя, любящая, трепетная и верная Амина в «Салавате Юлаеве» Загира Исмагилова! Ей было близко творчество этого композитора, акасакала башкирской академической музыки. В его же опере «Акмулла» Альфия пела Аксэскэ и Минлебикэ, в «Послах Урала» – Карасэс , в «Кахым-туря» – Залифу.

Очень серьезно Альфия Хамбалеева относилась к камерному жанру вокальной музыки – как к самостоятельному виду искусства со своими особенностями и критериями. Если произведение не отточено до блеска, считала она, нельзя выходить на публику. Ей интересно было петь романсы Чайковского, Рахманинова, Рубинштейна, хотелось не только эмоции выплеснуть, а сыграть актерски, сделать музыкально-драматическую миниатюру. Ее кумиры - Леонтина Прайс, Монтсеррат Кабалье.

С сожалением думаешь: как много не успела сделать Альфия! Болезнь помешала ей в полной мере реализовать свой талант и возможности. И все-таки на ее долю выпало немало счастливых минут вдохновения, радость успеха, удачи. С ней интересно было общаться, ее честность, открытость, доброжелательность, в то же время принципиальность и свой взгляд на вещи, явления, события привлекали и очаровывали. Она любила театр и, как говорится, до мозга костей была человеком театра. Это от нее впервые я услышала о театральной единице измерения времени. « Мы три сезона живем в общежитии», – сказала Альфия в одной из наших первых бесед…

Как трудно сейчас приходится самым близким ее людям – дочери Лене и мужу Олегу Михайловичу Деньгубу, который в самые трудные моменты, до самого конца был рядом с Альфией, заботился, ухаживал, поддерживал всеми силами души. Пусть их утешит то, что все друзья и коллеги Альфии хранят о ней самые теплые и благодарные воспоминания, а в истории искусства Башкортостана есть и ее страничка.

Нина ЖИЛЕНКО.
Фотографии из архива театра.



 
450078, Россия, г. Уфа, ул. Ленина 5/1
(ост. транспорта "Гостиный двор" или "Дом Актера")

Билеты на наши концерты и спектакли продаются в кассе театра ежедневно с 9 час. до 19 час. 30 мин., в театральных кассах ТДК «Гостиный двор», ЦТиР «Мир», ТРК «Иремель», универмага «Уфа», в сети салонов «Евросеть». Вы можете преобрести билеты через интернет: www.kassir.ru, www.ts1.ru, www.concert.ru, www.кассы.рф, www.kassy.ru.

касса: (347) 272-77-12
приемная: (347) 272-10-12
факс: (347) 272-91-10
По вопросам сотрудничества пишите: bashopera@ufanet.ru
Вопросы, отзывы и предложения о работе театра и web-сайта направляйте: ufa.opera.ballet@gmail.com